Ошиновка – это конструкция из проводников, которая необходима для передачи электричества в пределах распределительной установки или трансформаторной подстанции. Ее элементами считаются: сами шины-проводники, изоляторы, крепежные элементы, разветвители, защитные кожухи. Монтаж ошиновки подстанции – обязательный элемент при подготовке ТП к запуску. Система шин соединяет сам трансформатор и подведенные к нему кабели, т. е. используется непосредственно для подачи и снятия напряжения.
На подстанциях используются шины 2 типов: жесткие и гибкие. Конкретный метод ошиновки подбирается в зависимости от условий, параметров и особенностей оборудования.
Для гибкой ошиновки используется алюминиевый провод, толстый, прочный, многожильный. Его закрепляют с помощью специальной арматуры. Однако такие конструкции весьма габаритны, и могут использоваться не на всех ТП. Чаще их применяют на воздушных линиях электропередачи и открытых РУ.
В ограниченном пространстве отдают предпочтение жесткой ошиновке. В этом случае шины делают из металлических полос или трубок. Их закрепляют болтами в шинодержателях. Такие конструкции более компактны.
Снятие шин на РУ или ТП называют расшиновкой.
Для ошиновки используют только керамические, покрытые глазурью изоляторы. Они должны быть исправными и целыми, перед сборкой этот момент нужно проконтролировать. Все крепежные элементы очищают, удаляют с них заусенцы.
Затем собирают шинный модуль: закрепляют жесткие или гибкие шины в держателях. Нужно избегать деформации проводников: это может привести к резкому повышению нагрузки на изоляторы или шинодержатели и последующей поломке на подстанции. Также контролируют правильность подключения фазных шин и их чередование.
Важно учитывать совместимость материалов: напрямую медь и алюминий соединять нельзя: металл будет постепенно разрушаться, появятся пустоты, пропадет надежный контакт, в конце проводник отгорит, и это приведет к поломке трансформатора. Если возникает необходимость соединения этих двух металлов, должны использоваться специальные переходники.